РУС БЕЛ ENG

Родителям

Темы занятий «Школа для родителей» (суббота) на II полугодие

Январь

 «Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные группы через сеть Интернет» IХ-ХI классы

 «5 ошибок родителей и ребенок – изгой»» - II-IV классы

«Положительный пример родителей – это важнейшее профилактическое средство, способное уберечь детей от экспериментирования с алкоголем и наркотиками. II-ХI классы

 Февраль

«Психологические особенности детей, переживших насилие» V-ХI классы

Уголовный Кодекс Республики Беларусь «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы» -II-ХI классы

«Дети. Границы,Безопасность»-II- IV классы

«Подростковый кризис: как помочь ребенку и не разрушить отношения –VI-VII классы

 Март

«Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей» – VIII  классы

 «Шаги к выбору профессии»   классы

Консультация-практикум: «Профилактика насилия в семье» - V-VI классы

Апрель

Рекомендации родителям: как помочь своим детям справиться с экзаменационным стрессом»

«Как воспитывать ребенка позитивно? «– II-IV классы

Май

Школа для родителей:

«Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период» –IХ-ХIклассы

 

Тематика консультаций педагога-психолога (среда, суббота)

 Январь

 «Колючие годы: как общаться с детьми-подростками»- VI-VII классы

«Роль семьи в пропаганде здорового образа жизни» -VIII классы

Не повторяйте ошибок: комплексы из детства, разрушающие жизнь – II-IV классы

«Гендерное воспитание детей и подростков в семье» -VII-VIII классы

 Февраль

Памятка о профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних – II – ХI классы

«Ошибки, которые совершать нельзя»- II-IV классы

«Как помочь детям выбрать профессию» -VIII классы

Март

«Профилактика детской наркомании или как уберечь ребенка…» - VIVII классы

 «Какие навыки необходимо развить у детей для профессий будущего» - V классы

«Как помочь детям выбрать профессию» -VIII классы

«Защищаем ребенка от наркотиков»-  VIII классы

Памятка для родителей по профилактике вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ – IХ – ХI классы

 Апрель

«Экзамен и стресс. Синонимы?» - IХ, ХI классы.

 «Как сохранить психическое здоровье ребенка»- II-IV классы

«Советы по сохранению психологического здоровья подростка» - VI-VII классы

Май

«Хотели как лучше: главные ошибки, которые совершают родители» II-IV классы    

«Родителям о первой юношеской любви» IХ- Х классы.

«Советы родителям по профилактике экзаменационного стресса» -  IХ-ХI классы

 

Темы занятий «Школа для родителей» (суббота) на I полугодие

Сентябрь

«Как распознать факторы суицидального риска» - V – ХI классы

«25 прекрасных способов  раскрыть ребенку свою любовь» - II-IV классы

«Насилие и безопасность наших детей» – V-VI классы

Октябрь

«Безопасный« интернет: как уберечь детей от его ловушек»  VI – VII классы

«Ребенок и компьютер или за гранью реальности» - начальная школа.

«Психологические особенности младших школьников» -V классы

 «Родительское программирование» - IХ классы

Ноябрь

«Что мы знаем о зависимостях (алкогольная. наркотическая, интернет) у детей и подростков»

Памятка для родителей по профилактике детского и подросткового табакокурения -  VI-VII  классы

«Профилактика жестокого обращения с детьми» - II – ХI классы

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения

Декабрь

«Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений»

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. VI-VIII классы

«Какие вопросы нужно задавать ребенку ежедневно и почему это важно» - VII-VIII классы

 

Темы консультаций педагога-психолога

Сентябрь

«Родительский контроль и личные границы подростка»- VIII классы

 «Как уберечь ребенка от беды» – V-IХ классы. 

 «Семейное насилие, правовые последствия правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений» II-ХI классы

Рекомендации для родителей в период адаптации пятиклассников 

Октябрь

«Компьютерная зависимость детей. Что делать?»IV – VI классы

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни детей – II – IV классы

Подростковый возраст: проблемы полового созревания – VII классы  сайт

«Формирование здорового образа жизни у учащихся»-V классы 

Ноябрь

Памятка «Чтобы Ваш ребенок не стал жертвой преступления» классы

«О недопущении и ответственности за жестокое обращение с детьми» -V-VII классы

Декабрь

«Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания» –  IХ классы

«Как говорить с детьми о ВИЧ-инфекции и СПИДе» - VII -  ХI классы

«Как относится к отметкам ребенка»- II-IV классы

 

«Воспитание психологически устойчивых детей»

 

Десять советов родителям, которые помогут воспитать детей, уверенно идущих по жизни.

     Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.

     Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно. 

     Психологически устойчивые дети работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.

     Существует несколько воспитательных стратегий помощи ребенку в развитии психологической устойчивости:

  1. Учите конкретным навыкам.

Дисциплина не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его конкретным навыкам, таким как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.

  1. Позволяйте ребенку совершать ошибки.

Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.

  1. Предотвращайте негативное мышление.

Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более реалистично и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.

  1. Помогайте ребенку встретиться со своими страхами.

Если ваш ребенок избегает делать то, что считает страшным, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенность выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее.

  1. Позволяйте ребенку чувствовать дискомфорт.

Хотя желание прийти на помощь ребенку в тот момент, когда он испытывает трудности, вполне естественно, спасение от всех бед только укрепит его чувство беспомощности. Если ваш ребенок расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.

  1. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка.

Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.

  1. Сделайте благодарность приоритетом.

Благодарность – прекрасное лекарство от жалости к себе и других вредных привычек, мешающих ребенку стать психологически устойчивым. Помогайте ребенку узнавать все хорошее, что есть в мире, чтобы даже в худшие свои дни он знал, что ему есть за что испытывать глубочайшую признательность. Благодарность может улучшить настроение ребенка и побудить его к превентивному решению проблем.

  1. Утверждайте личную ответственность.

Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.

  1. Учите ребенка навыкам управления эмоциями.

Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать здоровые способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.

  1. Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере.

Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.

«Как ребенку противостоять давлению сверстников»

Практические советы родителям, которые помогут научить детей отстаивать свои убеждения

     «О чем ты думал?», «Разве ты не сказал ребятам, что это неправильно?», «Что ты наделал?!» Вы переживаете, что ваш ребенок всегда следует за толпой? Ему трудно высказывать свою точку зрения и отстаивать свое мнение? Вы замечаете, что другие дети могут легко заставить его делать то, что они хотят? Они называют его «слабаком» или «трусишкой», ну а вы, конечно, используете более корректные эпитеты: безропотный, ведомый или даже слабовольный.     Сейчас это может казаться не такой уж большой проблемой, но по мере взросления детей давление сверстников становится только жестче. В конце концов, если ребенку сложно говорить «нет» уже в младшем возрасте, причем своим одногодкам, спроецируйте свою озабоченность на более серьезные и страшные проблемы, с которыми он может столкнуться позже, и вы оцените важность этой темы. Да, ваше беспокойство вполне уместно. Результаты исследования, проведенного американской компанией «Никелодион», опросившей 991-го ребенка в возрасте от девяти до четырнадцати лет, показали, что 36% детей сверстники склоняют курить коноплю, 40% детей сверстники склоняют к интимной близости, 36% заставляют воровать и четверо из десяти детей подвержены психологическому давлению в отношении употребления спиртных напитков.      Но есть и хорошие факты: детей можно научить навыкам ассертивности*. Это никогда не поздно, но чем раньше родители начинают развивать у детей навыки грамотных дружеских отношений, тем увереннее чувствуют себя дети в социальной среде и тем спокойнее при этом родители. Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему ребенку переломить негативное давление сверстников и не дать себя в обиду. Освещайте проблему. Если ваш ребенок страдает от недостатка ассертивных навыков, ему будет сложно решиться на то, чтобы обсудить свою проблему с вами, поэтому берите инициативу в свои руки. «Я заметила, что сегодня на площадке Ваня заставлял тебе бросать песок, и ты это делал. Давай обсудим, почему ты пошел у него на поводу», «Ты знаешь, что родители запрещают Маше приводить в дом посторонних, но ты пошел туда вместе со всеми. Тебе важно научиться противостоять влиянию друзей и делать то, что ты считаешь правильным». Делитесь своими убеждениями. Родители, которые воспитывают ассертивных, решительных детей, способных постоять за свои убеждения, не делают это случайно. Они прикладывают все усилия, чтобы их дети знали, какие убеждения они отстаивают. «В нашей семье мы не смотрим фильмы, содержащие сцены насилия. Просто и ясно. Поэтому скажи своим друзьям, что ты не пойдешь с ними в кино смотреть боевик». «Меня не волнует, что все твои друзья используют слово из трех букв, тебе это делать непозволительно». «В следующий раз, когда друг посмеет предложить тебе выкурить сигарету, просто развернись и уйди. Ты должен придерживаться того, что считаешь правильным. Я знаю, как ты ненавидишь табачный дым». Прекратите спасать ребенка. Если ваша роль заключается только в том, чтобы извиняться, объяснять или просто делать что-либо вместо вашего ребенка, остановитесь. Так он никогда не научится стоять за себя и всегда будет прятаться за вашей спиной. Моделируйте настойчивость. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был уверенным, обладал внутренней силой и умел отстаивать свои убеждения, демонстрируйте ему соответствующий тип поведения. Дети копируют то, что видят. Учите ребенка говорить «нет». Попросите ребенка выбрать фразы наиболее для него подходящие. Можно говорить просто «НЕТ!». Можно добавлять причину: «Нет, это не в моем стиле». «Нет, спасибо. Мои родители меня убьют». «Нет, мне не хочется это делать». «Нет, я не хочу». «Нет. Я должен идти домой, я уже опаздываю». Или ребенок может предложить свою альтернативу: «Нет. Давай придумаем что-то еще», «Нет. Как насчет того, чтобы вместо этого пойти в кафе?». Скажите ребенку, что ему вовсе не нужно изменять мнение своего друга, но ему самому принципиально важно оставаться верным своим убеждениям. Учите уверенному языку тела. Слабовольные дети, как правило, стоят с опущенной головой, опущенными плечами, их руки и колени дрожат, а глаза смотрят вниз. Таким образом, даже если ребенок говорит своим друзьям «нет», его тело посылает совсем иной сигнал, вследствие чего его слова становятся неубедительными. Поэтому важно научить ребенка уверенной осанке: пусть он держит голову высоко, расправит плечи, смотрит в глаза и говорит уверенным, твердым тоном. Нужно помочь своему ребенку наглядно увидеть то, как выглядит уверенная осанка. Покажите ему «уверенную позу» и «нерешительную позу», а затем попросите потренироваться в определении «уверенных» или «нерешительных» поз у других людей. Ищите такие примеры повсюду: в торговом центре, на детской площадке, даже у теле- и киногероев. Вскоре ваш ребенок научится определять уверенную осанку, копировать и использовать ее на практике. Используйте твердый голос. Тон вашего ребенка зачастую важнее, чем то, что он говорит. Попросите ребенка говорить твердым тоном. Без криков или шепота. Пусть он будет дружелюбным, но непреклонным. Пусть просто расскажет другу о своих убеждениях. Простого «Нет» или «Нет, я не хочу» иногда вполне достаточно. Подкрепляйте уверенность в себе, ассертивность ребенка. Если вы хотите воспитать ребенка способным отстаивать свои убеждения, то подкрепляйте любое его усилие быть напористым и отстаивать свои убеждения. «Я знаю, тебе было тяжело сказать своим друзьям о том, что ты должен уйти пораньше, чтобы успеть к назначенному родителями времени. Я горжусь, что ты смог отстоять свое мнение и не поддался на их уговоры». Проводите семейные дебаты. Лучшее место для детей, где они могут научиться выражать себя, – это родной дом, так почему бы не начать «Семейные дебаты» или, если вы предпочитаете более мягкий по звучанию подход, то, скажем, «Семейные собрания»? Начните с имплементации этих пяти правил.

  1. Каждый должен быть выслушан.
  2. Оскорбления недопустимы.
  3. Можно не соглашаться, но делать это уважительно.
  4. Разговоры ведутся спокойным тоном.
  5. Каждый высказывается по очереди.

​Темами для обсуждения могут стать актуальные мировые, школьные или домашние проблемы. Вот несколько возможных тем для обсуждения: домашние правила, родственные конфликты, карманные деньги, домашние обязанности, время прихода домой с улицы, родительские ограничения категорий фильмов для просмотра. «Мировые» проблемы могут включать в себя: революции, войны, законопроекты о снижении возрастного ценза на выборах, легализации наркотиков и т. д. Независимо от темы, побуждайте вашего застенчивого ребенка высказываться и быть услышанным. Не терпите оправданий. Вы хорошо поработали над развитием соответствующих навыков у ребенка, но он все еще соглашается делать то, что считает неправильным, идет на поводу у толпы, например, тайком проникает на просмотр фильма для взрослых или использует бранные слова. Если это происходит, предпримите четкие действия, чтобы исправить собственные правила и все-таки научить ребенка противостоять давлению сверстников. Противостоять толпе нелегко. Все хотят нравиться. Но, для того чтобы ваш ребенок был уверенным в себе, независимым и успешным в жизни, важно, чтобы он научился отстаивать собственные убеждения. Впредь поддерживайте каждое усилие ребенка в этом направлении, и помогайте ему практиковать навыки ассертивности, стойкости, настойчивости до тех пор, пока он не сможет с уверенностью использовать их сам. И, прежде всего, помните: простые изменения приводят к большим результатам. Так что не сдавайтесь. * Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

 

«Как быть, если ребенка отвергли сверстники»

Причины, по которым дети в своем коллективе становятся изгоями, и советы о том, как им помочь

     Пожалуй, в каждом классе найдется по крайней мере один такой ребенок. Ребенок, которого преследуют сверстники, ребенок, которого они воспринимают как аутсайдера и выбрасывают за пределы группы. При этом следует отметить, что отверженность, возникшая в юном возрасте, опасна своими последствиями в дальнейшем, как в подростковом периоде, так и во взрослой жизни.      Но как это происходит, почему среди множества детей не кто-то другой, а именно этот конкретный ребенок становится изгоем?     Согласно недавнему исследованию (проведенному Кларком МакКоуном, сотрудником чикагского Нейробихевиорального центра), дети, отверженные своими сверстниками, имеют серьезные проблемы с общением. Эти проблемы главным образом состоят в трудностях интерпретации невербальных эмоциональных сигналов, исходящих от других детей их возраста. На практике это означает, что дети не воспринимают, т. е. не замечают, когда их собеседник нервничает или чем-то взволнован, раздосадован или раздражен, не умеют интерпретировать, к примеру, такой сигнал, как нервное постукивание каблуком ботинка, и не способны замечать эмоциональные потребности других детей.      Когда ребенок имеет проблемы с социальным взаимодействием, формируется ситуация, являющаяся, по сути, порочным кругом. Ребенка отвергают, потому он что не понимает сигналов, исходящих от сверстников, а становясь изгоем, не может больше практиковать свои социальные навыки, в итоге это приводит к тому, что дети отвергают его снова и снова.      К счастью, достаточно одного или двух друзей, чтобы ребенок мог приобрести новые привычки и навыки распознавания сигналов, исходящих из его окружения. Родители также могут помочь ему в этом, причем значительно. Как помочь ребенку, которого отвергают сверстники?      Родителям важно обсуждать со своим ребенком то, что происходит в его школьной жизни, и смотреть на эти ситуации под углом возможных причин, почему другие дети могут ополчиться против него. Часто, вместо того чтобы помочь, родители пытаются успокоить ребенка, говоря ему что-то вроде: «Другие дети просто глупые и не смогли рассмотреть того, какой ты замечательный». Однако такой метод не поможет вашему ребенку освоить нужные компетентности и завоевать популярность среди сверстников.      Как только вам удастся идентифицировать суть проблемы, необходимо приступить к тому, чтобы обучить ребенка понимать эмоции других детей. Для этого полезно использовать, например, терапевтические сказки, отражающие эмоциональное состояние детей в различных ситуациях; а также ролевые игры с обыгрыванием проблемных случаев.      Всевозможные предложения родителей о способе поведения ребенка, которые могут помочь ему наладить отношения, должны представляться ими как варианты, а не необходимость или тем более требование. Так, вместо: «Ты должна извиниться перед Аней за то, что забрала ее книгу!» лучше сказать: «Ты можешь извиниться перед Аней за то, что сделала. Тогда, конечно, ей станет легче, и она будет этим довольна».      Стоит также подумать над тем, чтобы отправить ребенка в детский лагерь (но после того, когда он приобретет базовые навыки). Там он сможет завязать новые дружеские отношения, не омраченные изгнанием. При этом важно отправить ребенка туда, где он не сможет встретиться с теми детьми, которые знают его и в свое время уже сделали изгоем. Успешный социальный выезд позволит вашему ребенку в среде своих сверстников приобрести столь долгожданную уверенность в себе.

 

«Как распознать,что подросток испытывает психологический стресс»

     Именно в подростковом возрасте подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. «Наступающие в это время гормональные перестройки влияют в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений. И это — абсолютно нормально», - говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Что вызывает стресс?

Физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного. Ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело»: резкое увеличение роста, появление вторичных половых признаков, начало месячных и роста волос на теле. 

Полный подросток.

Дети с лишним весом нередко стесняются своего внешнего вида и замыкаются в себе. Поэтому для них надо создать особые условия, в которых подростки смогут почувствовать поддержку близких и начать бороться с ненужными килограммами.

Моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов». 

Смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками. 

Проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека — подросток часто винит в них себя. 

Неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь». 

Проблемы в школе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.

Признаки стресса у подростка:

повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;

резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;

недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;

злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;

резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби;

частое курение, регулярное распитие спиртного;

замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей;

резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах

Что могут сделать родители?

Проконсультируйтесь со специалистом — детским или школьным психологом. Каждый ребенок уникален — уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти самый лучший путь решения проблем подростка. 

Создайте атмосферу доверия в семье. Будьте всегда готовы поговорить с подростком на любые темы, даже самые интимные и неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить утешение у самых близких людей, иначе ему придется искать тех, кому интересны его проблемы, в дворовых компаниях или интернет-тусовках. 

Адекватно оценивайте способности и возможности ребенка. Нередко музыкальная школа или секция самому ребенку уже не интересны, они отнимают слишком много сил и не оставляет времени на действительно важные для него вещи, но у него просто не хватает смелости в этом признаться или упорства, чтобы убедить в этом членов семьи. Обсудите с ребенком, получает ли он удовольствие от дополнительных занятий. Объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то бросить или поменять одну секцию на другую. 

Помогите подростку найти новые увлечения. Поощряйте стремление к творчеству или спорту, даже если это первые аккорды на бас-гитаре или футбол во дворе. Увлеченные любимым делом подростки реже испытывают стрессы и  с меньшей вероятностью обзаводятся вредными привычками. 

Контролируйте время у компьютера. Подростки, которые допоздна засиживаются за компьютером, хуже высыпаются, больше устают и чувствуют себя подавленными. Договоритесь с ребенком о норме работы за компьютером — в этом возрасте она составляет полтора часа в день. За это время подросток должен сделать как минимум два пятнадцатиминутных перерыва на отдых. 

Контролируйте количество сна. Следите за тем, чтобы подросток ложился спать вовремя — в этом возрасте на полноценное восстановление организма надо не менее 8-10 часов ночного сна. Недосып приводит к хронической усталости, снижению работоспособности и ухудшению адаптации к стрессам даже у взрослых. 

Увеличьте физическую активность подростка. Если ребенка совсем не интересует спорт, почаще устраивайте выезд на пикник, встречу со старыми друзьями, дальние поездки и экскурсии. Физическая нагрузка и смена обстановки хорошо помогают бороться со стрессом. 

Найдите ему компанию. В спортивные секции и на кружки гораздо веселее ходить вместе с приятелями. Таким образом ребенок будет ждать не только нового занятия, но и очередной встречи с друзьями. То же относится и к выездам на пикники и экскурсии – социализация со сверстниками вне стен учебных заведений всегда полезна. 

Будьте оптимистом. Пример родителей, которые относятся к жизненным перипетиям спокойно и с юмором — лучший способ научить подростка не придавать сиюминутным проблемам слишком большое значение. 

Научите ребенка настраиваться на позитивный лад и вместе с ним поищите положительные моменты в самых сложных ситуациях. Не игнорируйте успехи и не критикуйте неудачи подростка. За первые обязательно хвалите, а вторые должны стать «ошибками, которые можно исправить». Таким образом, достаточная физическая активность, любимое дело и правильно построенный режим дня позволят подростку легче перенести стрессовые ситуации, связанные со взрослением.