РУС БЕЛ ENG

МЕРЫ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

«МЕРЫ НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ»

для родителей учащихся V класса (4-я четверть)

 

Цель: формирование у законных представителей учащихся культуры поощрения и наказания ребенка в семье.

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.
  2. Определить эффективные методы поощрения и наказания в семейном воспитании.
  3. Рекомендовать законным представителям соблюдать предложенные правила поощрения и наказания.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Меры наказания и виды поощрений в семейном воспитании.
  2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа.

  1. Плакаты с мнением учащихся класса о поощрениях и способах наказания в их семьях. Перед проведением родительского университета классный руководитель проводит опрос учащихся класса и оформляет плакаты в виде статистики мнений учащихся о тех мерах наказания и поощрениях, которые они получают от родителей.
  2. Высказывания для оформления наглядного материала (приложение).
  3. Оформление памяток для родителей.

 

Основная часть.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрение и наказание – простейшие из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям характера ребенка. Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание ребенка либо на успехах, либо на неудачах. Таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу его самооценки.

Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказания и поощрений ребенка, свой опыт, и сегодня мы еще раз рассмотрим виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

Какими мы хотим видеть своих детей? Инициативными или пассивными, настойчивыми, упорными или подчиняющимися? Что воспитываем мы в них день изо дня? Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах или в очередной раз внушаем неспособность справиться с заданием? Каким же мы хотим вырастить своего ребенка?

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны.

 

Я предлагаю вам сейчас назвать часто используемый вид поощрения в вашей семье. Классный руководитель на отдельном листе либо сами родители записывают ответы.

Классный руководитель анализирует ответы родителей и сравнивает их ответы с ответами детей (подготовленный плакат). Анализирует. Все ли поступки родителей дети воспринимают как вид поощрения?

 

Пожалуй, главное в воспитании – соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребенком.

Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить сына или дочку, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения: у школьника не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, а свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов сына или дочки является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил.

Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

Желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подро­стка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

Надо поощрять, если сын или дочка проявили такие высокие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребенка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

Прежде всего, нуждается в поощрении трудовая деятельность детей. Они очень ценят, когда их успехи, завоеванные упорным трудом и работой над собой, отмечаются и получают одобрение со стороны родителей и учителей. Поощрение вселяет в детей веру в свои силы и способности, развивает у них чувство человеческого достоинства, вызывает желание помочь товарищу, которому учеба или выполнение трудового задания не сразу даётся. Поощрение воспитывает в детях трудовой энтузиазм, чуткость и оказывает громадное дисциплинирующее влияние. Кто из родителей не знает, что порой даже очень ленивый ребенок начинает охотно выполнять любое поручение, если ему помочь сделать какую-нибудь самую маленькую работу, а потом похвалить. В таких случаях в нем пробуждается здоровое самолюбие, сознание собственного достоинства. Поощрение закрепляет достижение в воспитательной работе с детьми и является стимулом для дальнейшего совершенствования их воли и характера.

Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

  • Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению. Порой одним-двумя словами родители способствуют закреплению положительных действий и поступков.
  • К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок.
  • Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: День рождения, Новый год, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т.д.
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно. Но помните, если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
  • Если вы позволяете своему ребёнку иметь карманные деньги, не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.
  • Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

Помните, что поощрения и наказания должны строиться на точном и всесторон­нем учете индивидуальных и возрастных особенностей детей, тщатель­ном анализе причин и мотивов их поступков и конкретных ситуаций, в которых эти поступки совершаются.

Наказание же, как утверждают педагоги, имеет тройное значение.

Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причиненного кому-либо ущерба.

Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл.

Но третье, и, по всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятие о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее. Надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

 

Я предлагаю вам сейчас назвать часто используемый вид наказания в вашей семье. Классный руководитель на отдельном листе либо сами родители записывают ответы. Сравнивает с ответами детей. Все ли поступки родителей дети воспринимают как меру наказания? Классный руководитель анализирует ответы.

 

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата – это в семье. В школе педагог может также отодвинуть по срокам какие-либо приятные мероприятия, расширение прав и привилегий ребенка. Однако рекомендовать отмену ранее данного обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна его справедливость.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт («Нас били, и ничего, хорошими выросли»).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребенок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребенка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребенка, показали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе, но при этом они оставили ребенка один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не только не помогает ребенку справиться с трудностями. Но, наоборот, создает новые. За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребенка в учении.

Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания сына или дочери, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое.

Например, в школе наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание обращено к кон­кретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся. Оно делается в вежливой, но официальной категорической форме.

Для того чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
  • Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.
  • Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
  • Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
  • Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить. Например, нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для исправления его поступка.
  • Ребенок может быть наказан только за свой проступок и нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок.
  • Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять сыну или дочке: «Если ты сделаешь это еще раз – я тебя накажу», – гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.
  • Очень важно помогать сыну или дочке разобраться в причинах случившегося независимо от того, насколько серьезным был проступок. Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, вы способствует формированию у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия.
  • При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете неуспешность на успех.
  • Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  • Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже ребенок расплатился.

Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности. Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет сыну или дочке понять и принять ваши требования, причины ваши воздействий и последствия своих поступков.

Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам? Ответ ясен: конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.

Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 

Список использованных источников:

  1. Астахова, А.И. О школе, о земле, о хлебе / А.И. Астахова. – М.: 2001.
  2. Кабуш, В.Т. Воспитание в современной школе / В.Т. Кабуш. – Минск, 2000.
  3. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М.: 1999.
  4. Овчинникова, И.Г. Отцовство / И.Г. Овчинникова. – М.: 1991.
  5. «Поощрение и наказание детей в семье» (Родительское собрание). – Режим доступа: https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-pooschrenie-i-nakazanie-detey-v-seme-klass-859558.html.
  6. Выступление на родительском собрании «Поощрения и наказания» 5-6 класс. – Режим доступа: https://znanio.ru/media/vystuplenie_na_roditelskom_sobranii_pooschreniya_i_nakazaniya_5_6_klass-19750.
  7. Золотые правила поощрения и наказания. – Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/zoloty-e-pravila-pooshhreniya-i-nakazaniya.

 

Приложение.

Высказывания известных людей (для наглядного материала).

 

“В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.

А.С. Макаренко

“Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрек, деликатный намек, отказ в прогулке … – вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”.

В.Г. Белинский

«Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна».

Психотерапевт Жан Ледлофф

Цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

 

7 правил известного психотерапевта В.Леви «Важно помнить»:

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», ни каких наказаний на всякий случай.
  3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много. Наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
  4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.