РУС БЕЛ ENG

Портрет современного подростка

Портрет современного подростка

 

Подростковый возраст (10-15 лет) – это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Современный подросток. Кто он? Чем он живёт? Что его волнует? Обеспокоенные родители часто обращаются с этими вопросами.

Подростки считают, что современный тинэйджер – это крутой сорванец, который «не тормозит» и «отрывается со вкусом». В школе он регулярно опаздывает на занятия, постоянно получает замечания учителей и, по возможности, старается обратить на себя внимание сверстников, например, остря и развлекая товарищей, вызывая всеобщий хохот. Прошла эпоха шашек, шахмат, нард. На смену им пришли WaRcraft, CounterStrike, Fifa, Sims, которые заполняют всё свободное, а порой и предназначенное для учебы, время подростков. Сегодняшний тинэйджер вряд ли пойдёт по своей инициативе в театр или музей, он скорее будет скачивать в Интернете картинки и мелодии для мобильного телефона, и по собственному желанию отправится разве только в кино на хорошо разрекламированный фильм.

Нет, современные подростки неплохие. Они всего лишь соответствуют времени, которое делает их такими, какие они есть. Общество оставляет их ничем не отягощенный разум на съедение коварному монстру — Масс-медиа, а проще — массовой культуре… Они плывут по течению, пока родители поглощены мыслью о добывании средств к существованию. Чем интересуются родители школьника, когда они встречаются по вечерам? Какие у него оценки, сделал ли он уроки, что ел на обед. В большинстве случаев этим разговор и заканчивается. И подросток, отделавшись от ежевечернего допроса, вновь погружается в виртуальный мир или отправляется бродить по улицам в компании таких же духовно неотягощенных «крутых перцев».

На смену книгам пришли глянцевые журналы различного качества. Теперь мальчики и девочки больше не хотят стать космонавтами или врачами, они мечтают попасть на «Фабрику звёзд», познакомиться с дежурной шоу-звездой. Потолок мечтаний у современных тинэйджеров не высок. Мечты и те формируются по указке массовой культуры. В результате - приоритеты в большинстве одинаковы у всех, ценности, хотя и резко изменились в сравнении с недавним прошлым, но духовности современным подросткам не добавили, а даже уменьшили. Знания, навыки, умения уже не рассматриваются подростками как богатство, как джокер в жизни. «Сила в деньгах, брат!» — эта фраза из фильма Сергея Бодрова сегодня стала почти афоризмом. Поэтому и среди подростков наблюдается такая разобщённость: группировки, столкновения, выяснения отношений, а по существу проявления выдуманных амбиций.

Напрашивается злободневный вопрос: что делать, и как с этим быть? Для начала надо бы родителям обратить внимание на свои чада. Поинтересоваться, чем же они живут, чем занимаются? Необходимо больше разговаривать с детьми-подростками, при том обо всём. О том, что происходит в городе, стране, мире, о том, какая интересная книга Э.Войнич«Овод» или А.Толстого «Пётр Первый», о том, кто такой МикаэльТеревердиев или Дмитрий Хворостовский. Если подростка не заставлять, а чутко направлять, подталкивать к прекрасному, к соприкосновению с неизведанным, нерекламируемым, а значит нетронутым, неисковерканным массовой культурой, то он вскоре сам начнёт тянуться к этому прекрасному. Он почувствуют себя не таким, как все, поймёт, что он - индивидуальность.

Существует множество специальной литературы, направленной на помощь родителям, преподавателям в воспитании детей-подростков. Ведь возраст от десяти до пятнадцати лет крайне противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости при детском еще сознании и поведении. Именно поэтому у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. Всем нам в этом возрасте кажется, что привычный мир рушится, что выхода из ситуации нет, и важно понять, что с такими проблемами сталкивается любой среднестатистический тинэйджер, что можно найти понимание не только в среде себе подобных, но и среди взрослых.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии. Школьники охотно принимают участие в трудовой, общественной, художественной, спортивной и других видах деятельности. Любая деятельность в этот период осознаётся как необходимая не только обществу, но и лично подростку.

Воспитание личности ребёнка базируется на его возрастных особенностях. Подростковый или средний школьный возраст — это период полового созревания, когда все процессы в организме растущего человека активизируются, именно в этом возрастном периоде создаются условия для развития индивидуальных личностных качеств человека.

Родители же порой упускают этот момент из виду, и ребёнок вместе со своим развитием остаётся один на один, т.е. предоставляется самому себе. Когда же всё многообразие мира падает на его хрупкие плечи — он, не зная, что с этим делать, начинает пробовать всё подряд и, как губка, «впитывать». Когда же родители спохватываются, перед ними предстаёт уже готовый «полуфабрикат» массовой культуры и пропаганды. Хватаясь за головы, они кричат о том, какое у нас дурное общество, как оно плохо влияет на детей! Педагогически неграмотным родителям даже не приходит в голову, что будь они внимательнее к своим чадам, прочитай они хоть немного специальной литературы о воспитании, такого результата можно было бы избежать в саморазвитии, в воспитании собственных детей. Ведь пока мы не начнём максимально серьёзно относиться к воспитанию будущего поколения, современный подросток так и будет пропадать целыми днями где-нибудь на улице, в лучшем случае в компьютерном клубе, а время учебы в школе будет для него чем угодно, только не счастливым временем приобретения знаний и умений для предстоящей жизни

Факторы,  влияющие на отклоняющееся (асоциальное/деструктивное) поведение у подрастающего поколения. По мнению ребят, на такое поведение оказывают влияние следующие факторы:

  1. Интернет.

     На сегодняшний день нужную и ненужную информацию легко найти при помощи интернета. Сейчас "модно" выкладывать свою жизнь в интернет. И чтобы получить наибольшее количество просмотров, нужно выложить "что-то цепляющее". Как правило, видеозаписи и фото получают больше просмотров, если в них присутствует агрессия, насилие, вандализм. Особенно значительную роль в формировании деструктивных действий играют модели поведения авторитетных фигур. Исследователями доказано, что с появлением СМИ и интернета, у подрастающего поколения произошла смена авторитетных фигур. Если 20-30 лет назад для подростка авторитетом выступал кто-то из членов семьи, родственников, знакомых, то сейчас, как правило, это компьютерные персонажи, актёры, и прочие знаменитости.

  1. Взаимоотношения с родителями

       На сегодня проблема занятости родителей приобретает угрожающий характер. Родители большую часть времени проводят на работе, многие продолжают работать дома, при этом размываются границы между "работа" и "дом". Ребята в процессе беседы отмечали, что часто родители дома говорят "Я сейчас работаю, не мешай!", "Посмотри телек, поиграй в компьютер или почитай - мне нужно поработать!"  Как правило, такие фразы они слышат именно в тот момент, когда родитель нужен здесь и сейчас. Вследствие таких отказов, дети становятся предоставленными сами себе, все меньше обращаются к родителям, все меньше им рассказывают о том, что у них происходит. Далее начинаются легкие притирания, ссоры, конфликты. Ребёнок не находит принятия в своей семье, ему не оказывают необходимое внимание, его часто не слышат. При этом агрессивность, враждебность, злость внутри него и он находит выход этим эмоциям — порча имущества, нанесение вреда себе и окружающим.

  1. Школьная среда

         Поскольку около 5-7 часов ребенок проводит в школе (уроки, дополнительные занятия), то атмосфера школы тоже наносит отпечаток на поведение подростка. Отечественные ученые, исследуя поведение подростков в школе, пришли к выводу, что если ребенок вовлечен в школьные дела (участвует в мероприятиях), проявляет активность в общении с учителями и сверстниками, принят в классе, то уровень его деструктивного поведения низкий. Задача школы, а именно педагогического состава состоит в необходимости вовлечения детей в жизнь школы. 

  1. Взаимоотношения со сверстниками

    Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Как правило, подростки выбирают себе в друзья тех, с кем схожи интересы, ценности, взгляды. Бывают ситуации, когда подросток бросается на различные поступки, чтобы сохранить / заполучить свой авторитет.Особенно это касается, когда подросток начинает дружить с "плохой" компанией.  

 В заключении хотелось бы добавить, что многие родители на сегодняшний день озадачены поведением своего ребёнка. Поведение может вызывать тревогу, страх, непонимание. Но как понять, что что-то не так с подростком? Вариантов, когда ребёнок "просит" о помощи достаточно много:

  • он может прямым текстом говорить, что ему не хочется жить;
  • не хочет делиться с окружающими, что происходит с ним;
  • ничего про себя, свои переживания не рассказывает;
  • систематично использует алкоголь, психотропные вещества.

     И часто при таком поведении, родителю трудно услышать/увидеть своего ребёнка, понять какая потребность стоит за его таким поведением. Если родителям трудно с ребёнком найти контакт, они не могут "выпросить" хоть какую-то информацию про него, то очень часто эту информацию можно найти на странице подростка в социальных сетях. Стоит обратить внимание какую музыку любит слушать ребёнок, какие слова в песне используются, на какие группы подписан, какие картинки/фотки размещает, или что лайкает. При этом важно действительно прочувствовать состояние подростка, обсудить с ним то, что ему нравится, проявить интерес. Ведь главная потребность подростка, да и вообще ребёнка любого возраста — это потребность ощущать себя нужным, любимым, важным. Ребёнку важно, что его принимают таким, какой он есть, не пытаются его переделать и подстроить под кого-то или что-то, его принимают в любом случае.