РУС БЕЛ ENG

«КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

     У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребенка.

    Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребенка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

    Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:  

несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);

разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;

неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

    Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику, совершенные ошибки, недочеты);

агрессивное поведение, раздражительность;

неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЀНОК ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ:

разговаривать, поддерживать эмоциональную связь;

выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.);

направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки);

стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания);

чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому;

помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок;

научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях;

при необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу.

    Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного».

    Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребенка был грустный голос или он пришел из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

 

Основные принципы разговора с ребенком, находящимся в кризисном состоянии: 

успокоиться самому;

уделить все внимание ребенку;

вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи;

дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

    Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».