Из опыта реализации проекта «ШАГ» - «Школа активного гражданина» в Государственном учреждении образования «Гимназия №2 г. Орши»
Тема: «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).
Цель: формирование гражданской позиции, воспитание патриотического чувства, чувства любви и преданности Родине, гордости за достижения Беларуси.
24 февраля 2022г. в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в ГУО «Гимназия №2 г. Орши» состоялась встреча учащихся с Печеньковым Николаем Сергеевичем, начальником отдела призыва на военную службу военного комиссариата Оршанского и Дубровенского районов. Встреча была посвящена теме «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета».
ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».
Учащиеся подготовили выступления на тему национальной безопасности и суверенитета, о вооружённых силах Республики Беларусь, о пограничной службе, таможенной службе, о МЧС, а Николой Сергеевич дополнял и комментировал выступления.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»
Блок «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны».
Печеньков Николай Сергеевич подробно рассказал о вооруженных силах Республики Беларусь, об особенностях службы в армии.
Учащиеся получили исчерпывающие ответы на интересующие вопросы, узнали много нового о службе в армии. Наиболее интересным для учащихся было то, что даже у девушек есть возможность служить в армии.
Лунгу Артур представил буклет «Я бы в армию пошёл», где показал своё видение службы в армии. Комментарии по поводу содержания буклета сделал гость Николай Сергеевич и обратил внимание на ключевую фразу буклета: «Защита Отечества – долг и обязанность каждого гражданина».
Блок «Границы Беларуси под надежной защитой».
Учащиеся подготовили выступления о пограничной службе, таможенной службе.
Печеньков Н.С. ответил на вопросы учащихся.
Блок «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом».
Видеоролик о работе МЧС (просмотр и обсуждение).
Презентация об экскурсии учащихся гимназии в Центр безопасности в г. Барань.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» подвели итоги занятия в группах (прием «Гексы»), учащиеся определили функции всех служб и пришли к выводу, что все службы стоят на страже нашей безопасности и каждая из них защищает, охраняет, заботится, совершенствуется, укрепляет, устанавливает рекорды, развивается, спасает, контролирует, обеспечивает безопасность.
Народное предание гласит, что родная земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, дышит ее воздухом и проникается ее красотой.
Сегодня охрана рубежей – это по-прежнему нелегкая и опасная миссия. От бдительности и профессионализма воинов зависит спокойствие миллионов людей, экономическая и военная безопасность Республики Беларусь. Поэтому профессия воина, защитника Отечества всегда была, есть и будет почетной.
Секацкая Любовь Викторовна,
классный руководитель 9 класса
ГУО «Гимназии № 2 г. Орши»
24 февраля 2022 в рамках проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов состоялся откровенный разговор на тему «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).
23.12.2021 в рамках информационно-образовательного проекта "ШАГ" – "Школа Активного Гражданина" в ГУО "Гимназия № 2" были проведены информационные часы на тему "Гордость за Беларусь. Быстрее Выше. Сильнее (о достижениях в области спорта и туризма)".
Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».
Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).
Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов (9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).
Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
При организации данного проекта рекомендуем использовать материалы статьи «Проект «ШАГ»: методический аспект» [Романовская, Л.А. Проект «ШАГ»: методический аспект / Л.А. Романовская // Выхаванне і дадатковая адукацыя. 2018. – № 12. – С. 10-11.], методические материалы, размещенные на Национальном образовательном портале https://www.adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina.html
Рекомендации по реализации
информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина» в учреждениях
общего среднего образования в 2022/2023 учебном году
В 2022/2023 учебном году в учреждениях общего среднего образования продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для V–VII, VIII–XI классов.
Реализация проекта «ШАГ» в Год исторической памяти имеет особое значение. В настоящее время социально-политические процессы в Республике Беларусь сталкиваются с возрастающим потоком вызовов, в первую очередь информационных. В условиях актуализации проблемы деструктивного информационного воздействия на подрастающее поколение «предметами первой необходимости» в багаже знаний и умений современного белорусского ученика должны стать информационная грамотность, медиаграмотность, информационная культура, информационный иммунитет. При подготовке мероприятий в рамках проекта «ШАГ» необходимо не только в доступной форме рассказать учащимся о развитии различных сфер общественной жизни, которые отражают достижения Республики Беларусь за годы суверенитета, проанализировать знаковые события, происходящие в нашей стране, но и организовать диалог по наиболее актуальным вопросам, в том числе с участием представителей государственных органов и организаций, парламентариев, представителей общественных объединений, деятелей науки, культуры и др.
Целевые установки мероприятий в рамках проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе гражданской компетентности: «Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» + «Я и Малая родина» + «Я и Закон» + «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» = «Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Мероприятия проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов необходимо проводить один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый классный час месяца). Тема и содержание классного часа определяется каждым классным руководителем для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков. Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся традиций, имеющихся ресурсов. Организаторами мероприятий проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей, личный пример которых позволит визуализировать характеристики гражданской компетентности.
В 2022 году на страницах ежемесячного научно-практического и информационно-методического журнала «Веснік адукацыі» публикуется методическое сопровождение проекта «ШАГ» для учащихся V–VII классов. В 1-5 номерах журнала представлены матрицы классного часа, которые призваны помочь классному руководителю спроектировать его в рамках следующих тематических блоков: «Я и Закон» (январь), «Я и Общество» (февраль), «Я и Природа» (март), «Я и Культура» (апрель), «Я и Планета» (май). Матрицы классного часа размещены на страницах журнала таким образом, чтобы их можно было отрезать и использовать для индивидуальной работы. Сброшюровав заполненные матрицы с помощью скоросшивателя, классный руководитель получит методическую копилку мероприятий «ШАГ».
В первом полугодии 2022/2023 учебного года продолжится публикация матриц по следующим тематическим блокам: «Я», «Я и Школа», «Я и Семья», «Я и Малая родина».
Ключевая идея реализации проекта «ШАГ» для VIII–XI классов в 2022/2023 учебном году – рассказать учащимся о важнейших достижениях Республики Беларусь за годы независимости с использованием результатов многолетних социологических исследований, характеризующих развитие различных сфер общественной жизни нашей страны. Данные исследования проведены Аналитическим центром ЕсооМ и стали основой проекта «Гордость за Беларусь», реализуемого совместно с газетой «СБ. Беларусь сегодня».
Материалы проекта нашли отражение в учебном издании «Гордость за Беларусь. События. Факты», которое готовится к выпуску в 2022 г. Электронная версия данного учебного издания будет размещена в свободном доступе на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Организация воспитания).
Мероприятия информационно-образовательного проекта «ШАГ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов и др.) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на национальном образовательном портале https://adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina/241-ucheniku/shkola-aktivnogo-grazhdanina/2436-pedagogu-o-shage.html.
При отсутствии приглашенного гостя ведущий организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. В ходе реализации «ШАГа» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины.
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся VIII–XI классов будут проводиться в рамках информационного часа каждый четвертый четверг месяца в соответствии с примерной тематикой (Приложение 1).
Методические и информационные материалы для реализации проекта будут ежемесячно размещаться на национальном образовательном портале (https://adu.by/ Педагогам / Школа Активного Гражданина).
Примерная тематика мероприятий проекта для VIII–XI классов в 2022/2023 учебном году
№№ пп |
Дата проведения |
Примерная тематика мероприятий[1] |
1. |
29.09.2022 |
«Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, проект «Шаг к успеху» и др.). |
2. |
27.10.2022 |
«Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (обеспечение права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации). |
3. |
24.11.2022 |
«Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений) |
4. |
22.12.2022 |
«Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти). |
5. |
26.01.2023 |
«Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии). |
6. |
23.02.2023 |
«Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего» (обеспечение энергобезопасности страны). |
7. |
23.03.2023 |
«Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого» (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве). |
8. |
27.04.2023 |
«Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность» (материальное и духовное историко-культурное наследие, профессиональное и народное искусство, общественные творческие инициативы и др.). |
9. |
25.05.2023 |
«Гордость за Беларусь. Итоги» |
[1] В методические и информационные материалы для реализации проекта кроме материалов по основной теме («Гордость за Беларусь») могут включаться материалы по наиболее актуальным текущим событиям общественной жизнь Республики Беларусь.
В рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» (Школа Активного Гражданина) 28.10.2021 в ГУО «Гимназия № 2 г. Орши» в VIII – XI классах были проведены информационные часы по теме «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность». В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой информационные часы проходили по классам. В IX «Б» класс были приглашены заведующий детской стоматологической поликлиники Гаркуша Татьяна Леонидовна, заместитель заведующего центральной аптеки № 39 Дубровенского района Назарова Светлана Станиславовна, в VIII «Б» класс - преподаватель УО «Оршанский государственный медицинский колледж» Ефименко Инна Александровна, IX «А» класс - врач-педиатр педиатрического отделения городской больницы № 1 им. Семашко Малькова Мария Ивановна. В ходе встречи приглашенными гостями уделялось особое внимание заботе государства о здоровье граждан. Во всех классах состоялся живой диалог. Ребята много узнали из области медицины, задавали волнующие их вопросы, на которые получали квалифицированные ответы. Подводя итоги встречи все друг другу пожелали здоровья!