«Психологические и физиологические особенности семиклассников»
В 12-13 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.
Семиклассники (дети 12—13 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок – или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 12—13 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т. п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях учащихся. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те, или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы подростков быстро гаснут, так как они испытывают вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), они быстро разочаровываюся в этой сфере или в самих себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Такие дети нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. В учебном процессе необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.
При первом виде формализма учащиеся, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у подростков, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Именно в подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему разбираться в людях, в их поступках. В то же время, подросток не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из – под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять занятия и игры своего ребёнка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать его время, обеспечить его развлечениями и организовать его досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из – под их контроля. В этот период старайтесь говорить с подростком откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором находятся ваши дети. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Конфликты, возникающие в это время, происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где у всех есть права и обязанности, где подросток имеет право голоса. Не забывайте слова Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». Поэтому не спешите осуждать своего ребёнка! “Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа” Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь помогите им в сложный период взросления!
Всё это требует от нас с вами пристального внимания к ребёнку, предельной тонкости, деликатности, осторожности в общении с ним. Любите своих детей! Успехов вам в их воспитании!
Памятка для родителей
1.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
2.Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Постарайтесь делать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
5.В период полового созревания мальчикам важна поддержка и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
6.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
7.Старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Какие способы общения помогают разрешить конфликт
- покажите ваши огорчения по поводу возникших противоречий;
- используйте «активное слушание»;
- предлагайте ряд решений конфликта, подчёркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам;
- не высказывайте никаких негативных оценочных суждений;
- ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны и уверенны в себе;
- не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.