РУС БЕЛ ENG

Инклюзивное образование

 

Ещё в 1951 году была создана Всемирная федерация глухонемых, и в честь ее основания учрежден Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября. 

 В международный день глухих
Затихнет пусть планета,
И ты попробуй час прожить
Без звуков в мире этом.
 
Чтоб сердцем смог услышать ты
Людей, живущих рядом,
Тех, кто общается с тобой
Лишь жестом или взглядом.
 
Я пожелаю в день глухих
Всем людям стать добрее,
И руку помощи подать
Тому, кто нас слабее.

Немного истории

Проблема глухоты является довольно распространенной в мире. И статистика это подтверждает. Каждый девятый житель Земли имеет те или иные нарушения слуха.

 История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.

У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.

 

Услышать неслышное

Каждый из нас видел в транспорте или на улице активно жестикулирующих людей. И наверняка вас при этом охватывало чувство неловкости или стыдливости. Больно сознавать, что рядом с нами живут те, кому никогда

не услышать пения птиц, шелеста листвы, журчания ручья, смеха собственного ребенка… Если бы у глухих не было своих переводчиков, то слабая ниточка понимания, которая тянется от таких людей к тем, кто здоров, и вовсе бы оборвалась. 

    В России  около 13 миллионов глухих и слабослышащих. В Беларуси более 10 тысяч инвалидов по слуху. По нормам цивилизованных стран, на каждого глухого приходится по одному сурдопереводчику. 

На тысячу инвалидов по слуху в России приходится три сурдопереводчика Хотя в маленькой Финляндии, к примеру, их в сто раз больше (приблизительно на 35 человек – 1 сурдопереводчик).

В Беларуси – приблизительно 1 сурдопереводчик на 100 человек.

Язык глухих сравнивают с китайским: один жест – одно слово. Это язык жестов. Также любое слово можно показать и при помощи пальцевой азбуки. Такая речь называется дактилологией – именно с её помощью глухие говорят на языке той страны, где они живут.

Во многих странах он, по сути, давно стал вторым государственным языком.

Понятие «белорусский жестовый язык» закреплено в Беларуси на законодательном уровне в 2022 году.

Отличительной особенностью белорусского жестового является то, что он сформировался с учетом территориальной принадлежности и культуры в Беларуси. Его не следует рассматривать как переведенный на язык жестов белорусский государственный (словесный) язык. Это самобытный язык, который сформировался в стране «сообществом инвалидов с нарушением слуха».

Услуги сурдопереводчика теперь, в соответствии с новым законодательством, приравнены к социальным услугам, которые оказывают территориальные центры социального обслуживания населения.

Настоящий сурдопереводчик - профессионал этого дела должен быть очень терпеливым и добрым человеком, понимать психологию своих подопечных и относиться к ним с уважением. Судите сами: необходимо «слышать» тех, кто не произносит ни слова, – а значит, во многих случаях нужно слышать сердцем… 

 

Как и во всем мире, в Белаурси, Всемирный день глухих отмечается в последнее воскресенье сентября.

 

Первые училища для глухих детей были открыты в западных губерниях России. Тут случаи глухонемоты встречались чаще, чем в восточных губерниях. И здесь была более развита школьная сеть.

В г. Пярну еще в 1690 году было создано небольшое частное училище для глухих на благотворительные средства профессоров Тартуского университета. Основателем этого училища был профессор Якоб Вильде.

Первая частная российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г.

при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.

Школа глухих в Астрахани основана глухонемой учительницей А.В. Тимофеевой 3 сентября 1885 г. Впервые в истории она вошла в систему просвещения лишь в 1886 г. и стала бесплатной для всех глухих детей. И до сего дня в этой школе учителя учат детей не только читать, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и правильно воспринимать мир, развивать  собственное "Я". А воспитатели с ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия.

К концу XIX в. в крупнейших городах Белоруссии по образцу уже существовавших училищ в России были открыты «в виде опыта» единичные специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с нарушениями слуха, речи и зрения: Минское училище для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1880 – 1906 гг.), открытое домашней учительницей, выпускницей минской гимназии С.О. Окунь (в замужестве – Нисневич) и М.Я. Нисневичем; Витебская школа глухонемых (1896 – 1917), созданная слабослышащим выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых И.О.Васютовичем и др. Все они были частными.

Существенную роль в становлении в Беларуси системы обучения и воспитания детей с особенностями сыграло создание в 1925 г. института глухонемых в г. Мстиславле (Могилёвская обл.).

К марту 1945 г. в Беларуси действовало 5 школ для глухонемых  (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Новогрудок).

На сегодняшний день в Беларуси 7 специальных школ-интернатов для учащихся с нарушением слуха, одна из них в Витебске.

Для всех людей с нарушением слуха, в т.ч. и для учащихся таких школ Международный день глухих – настоящий праздник.

 

Сценарий классного часа, внеклассного мероприятия

 

Тема: «Мир не обойдется без меня»

 

Цель: формировать положительную социальную и гражданскую позицию учащихся начальной школы по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • повышать информированность учащихся о людях, имеющих нарушения слуха;
  • формировать знания о положительных примерах людей, имеющих нарушения слуха;
  • формировать навыки социального взаимодействия учащихся, положительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • развивать произвольное внимание учащихся, память, моторные функции учащихся;
  • воспитывать в учащихся чувства уважения, сопереживания к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Возраст учащихся: 6-11 лет

Методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.

Форма: групповая

Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии, технология коллективной творческой деятельности.

Оборудование: презентация «Международный день глухих и слабослышащих людей», видеоролик «Подарок для Мохаммеда», наглядный материал с изображением природных объектов, шпагат по количеству участников, мяч, заготовки для выполнения творческого задания (лист А 1 с нарисованной радугой, открытки с заготовленными слоганами «Я уникален.., клей-карандаши).

Продолжительность: 60 минут

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте ребята, я уверена, что вы пришли на мероприятие с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу, пожмите руки. Давайте с вами поприветствуем друг друга следующим способом: встают и хлопают в ладоши только:

- девочки

-мальчики

-те, у кого светлые волосы

- те, кто ехал в школу на машине

- те, кто любит котлеты

- те, кто сегодня в брюках

-те, кто любит своего учителя

-те, кто любит спать

- те, у кого есть дома кот

 

  1. Основная часть

Беседа: «Международный день глухих людей»

Ежегодно в последнюю полную неделю сентября в мире отмечается Международная неделя глухих, которая в последнее воскресенье сентября завершается Международным днём глухих, он был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых.

По данным ВОЗ более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей (9,507 миллиона – население Беларуси)) — страдают от потери слуха.

Слабослышащий человек – это человек, который от рождения, или вследствие какой-либо травмы, очень плохо слышит (тугоухость) или же не слышит вовсе (глухота). Потеря слуха может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков. Обычно люди с потерей слуха общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами.

Причины потери слуха могут быть врожденными или же приобретенными.

У истоков Федерации слабослышащих людей лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.

Каждый из нас видел в транспорте или на улице активно жестикулирующих людей. Больно сознавать, что рядом с нами живут те, кому никогда не услышать пения птиц, шелеста листвы, журчания ручья, смеха собственного ребенка. Если бы у слабослышащих людей не было своих переводчиков, то слабая ниточка понимания, которая тянется от таких людей к тем, кто здоров, и вовсе бы оборвалась. 

На сегодняшний день профессия сурдопереводчика является очень востребованной. Впервые обучение сурдопереводу на территории Российской империи, в сосотав которой входила наша республика началось в начале 19 столетия. Правящая в то время императрица Мария Федоровна основала школу в Павловске, пригласив многих высококвалифицированных специалистов, преимущественно, из Франции.

Жестовый язык сравнивают с китайским: один жест – одно слово. Также любое слово можно показать и при помощи пальцевой азбуки. Такая речь называется дактилологией – именно с её помощью слабослышащие люди говорят на языке той страны, где они живут.

2.2. Просмотр видеоролика: «Подарок для Мухаммеда» (https://www.youtube.com/watch?v=nflelGrOltY)

Вопросы ведущего по просмотренному видеоролику учащихся

2.3.Подвижная игра «Письмо на спине»

Ведущий просит выйти 7-10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила:

Ведущий: Я без слов показываю вам картинку с изображением. Вы должны по цепочке быстро на листочке, прикрепленном к спине своего товарища нарисовать, то, что я вам показываю.

Последний участник должен нарисовать деталь на спине, а тот, на ком пишут, должен по ощущениям угадать, что нарисовали.

Вопросы:

- Вам понравилась данная игра?

- Что вызвало проблемы?

2.4. Мимические этюды: «Покажи, но не скажи»

Ведущий: Нужны 3 добровольца. Сейчас я вам загадаю одну фразу, а вы должны будете показать эту ситуацию жестами, мимикой, без слов. А мы постараемся отгадать, что же вы хотели сказать.

- я тебя люблю

- пошли в кино

- я хочу мороженое

-мне холодно

- я хочу спать

- у меня болит нога

- я хочу сесть на стул

- я заболел

- я люблю кушать

Ведущий: Как показало предыдущее упражнение, из-за не точной передачи данных часть важной информации для вас была потеряна. Наша жизнь перенасыщена звуковой информацией: утром встать по будильнику, в магазине объясниться с продавцом, в учреждении поговорить с чиновником. Этот мир слабослышащим людям недоступен. Давайте попытаемся поставить себя на их место, с какими проблемами мы можем столкнуться?

Ответы учащихся

2.5.Беседа: «Известные люди»

Несмотря на то, что невозможно узнать, сколько именно исторических личностей были известны своими проблемами со слухом, есть несколько подтвержденных случаев. Поскольку современная медицина и слуховые аппараты еще не существовали, многие люди, столкнувшиеся со слабым нарушением слуха, не получали диагноза и лечения и находили другие способы справляться со своим недугом. Я вас познакомлю с несколькими именами.

Франсиско Гойя

Несмотря репутацию великого художника, часто забывают о том, что Франсиско Гойя страдал от нарушения слуха. Тем не менее, именно это вкупе с чувством одиночества сыграло свою роль в создании его самых нашумевших работ — серии «Мрачные картины». Гойя оглох, переболев некой таинственной болезнью.

Хелен Келлер

Пожалуй, самый знаменитый глухой человек в истории, Хелен Келлер была не просто слепоглухой ученицей. Хотя наиболее известная история с участием Келлер связана с ее учительницей, Энн Салливан, сама Келлер выросла активисткой, не скрывающей своих убеждений. Она боролась за права женщин и трудящихся и выступала против милитаризма и военных действий.

Томас Эдисон

Несмотря на то, что Томас Эдисон не был полностью глухим, он испытывал очень серьезные проблемы со слухом. Точная причина его нарушения слуха является предметом спора, но многие согласны, что скарлатина и удар по голове сделали его глухим на одно ухо и вызвали потерю 80 % слуха в другом. Однако сам Эдисон рассматривал потерю слуха как инструмент. Как-то раз он пошутил, что это помогает ему игнорировать разговоры и сосредоточиться.

Людвиг ван Бетховен

Один из наиболее знаменитых и непостижимых в этом списке — Бетховен, один из самых известных людей в истории музыки. Может показаться невозможным, что человек с нарушением слуха сумел добиться выдающихся успехов в музыке, однако, Бетховен не всегда был глухим и не позволил потере слуха помешать своей работе.

Мария Иосифовна Янусова

Из воспоминаний очевидцев ВОВ установлено, что из г.Полоцка участвовала в партизанском движении глухонемая девушка Мария Иосифовна Янусова, в то время ещё совсем молодая девушка. Она помогала в партизанской бригаде, шить одежду для бойцов. За самоотверженный труд в партизанском отряде награждена трижды правительственными наградами.

Чемпионы Республики Беларусь по вольной борьбе среди слабослышащих спортсменов:

Алексей Голобурдо, Анатолий Брилев, Геворг Адамя, Даниил Казаков.

2.6. Ведущий: Для людей с нарушением слуха выпускают специальные будильники с вибро- и световым сигналами. В транспорте помогает бегущая строка с названиями остановок. Субтитры к фильмам и считанным телепередачам делают понятным происходящее на экране.

Подвижная игра «Три стихии»

Ведущий: Делим нашу площадку на три зоны «вода, земля, воздух». Я называю предмет, а вы бежите в ту зону, в которой «обитает» данный предмет, например «самолет- воздух». Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает последний оставшийся игрок.

2.7. Беседа: «Театр мимики и жеста в Гомеле»

В городе Гомель в 1953 году был основан Театр мимики и жеста. Народному театру мимики и жеста «Инклюзион» в 2023 году исполнилось 70 лет со дня создания и 50 лет со дня присвоения звания «Народный любительский коллектив».

Театр основан слабослышащими людьми. Общаются здесь жестами и мимикой. Спектакли отличаются движениями, танцами, хореографией. Артисты не имеют театрального образования. Занимаются любимым делом в свободное от работы время. Их дублируют дикторы. А это интересно любой аудитории. В программе постановки советских драматургов, зарубежных классиков. На счету более 50 спектаклей.

Коллектив театра неоднократно был лауреатом Республиканского смотра самодеятельного творчества и Всесоюзного смотра, а также международных конкурсов и фестивалей.

2.8.Физминутка «Танцуй со мной»

Ведущий: Сейчас вы на экране увидите зажигательный танец. Мы с вами постараемся повторить эти задорные движения.

2.9. Подвижная игра «Веревочка»

Ведущий: Я раздаю каждой команде по одной веревочке и называю определенную фигуру. Ваша задача- как можно точнее «изобразить» данную фигуру данной веревочкой. Выигрывает та команда, которая наиболее точно изобразит названную фигуру.

2.9.Творческое задание «Радуга добра»

Ведущий: Ребята, а в завершении нашего мероприятия, предлагаем вам выполнить творческую работу «Радуга добра». Сейчас, то человек, которые словит мячик, выходит к нам и будет выбирать карточку с надписью того, чем он уникален, и почему мир наш не обойдется без него. Тем самым, мы хотим сказать вам, что каждый человек на планете уникальный и приносит в мир тепло, добро и радость.

  1. Заключительная часть

Ведущий: У каждого из нас есть свои, совсем особые странности и недостатки. Но все это делает нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Спасибо вам за внимание!

поделиться в: