Программа воспитания Государственного учреждения образования "Гимназия № 2 г. Орши" "Воспитай личность" на 2021-2025 годы
Программа воспитания
Государственного учреждения образования «Гимназии № 2 г. Орши»
на 2021-2025 годы
Глава 1.Общие положения
Программа определяет основные направления и содержание идеологической и воспитательной работы в Государственном учреждении образования «Гимназия № 2 г. Орши» (далее-гимназия) в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, законодательством Республики Беларусь.
Программа включает План мероприятий по реализации Программы воспитательной работы в Государственном учреждении образования «Гимназия № 2 г. Орши» на 2021-2025 годы.
Программа учитывает опыт работы гимназии по реализации Программы воспитания детей и учащейся молодежи в 2016– 2020 году.
Анализ реализации мероприятий вышеуказанной Программы показывает, что в гимназии созданы и успешно функционирует воспитательная система, построенная с учетом особенностей микрорайона учреждения образования. Определены ценностные приоритеты воспитания, которые обеспечивают накопление учащимися опыта гражданского поведения, их творческое развитие, социализацию, помогают сделать осознанный выбор будущей профессии.
Созданная в гимназии система воспитательной и идеологической работы позволила обеспечить хорошие результаты по основным направлениям. Проделана значительная работа по повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, формированию уважения к культурно-историческому наследию родного края. В практику прочно вошли системные формы: месячник патриотической работы, акция «Вахта памяти», патриотические акции, конкурсы исследовательских работ, календарно-обрядовые праздники, экскурсии, краеведческие олимпиады. Проводится работа по благоустройству мест воинских захоронений и исторических памятников, оказывается помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, одиноким пожилым людям, инвалидам.
Осуществляется приобщение детей и учащейся молодежи к решению социальных проблем через участие в социально значимой и общественно полезной деятельности, реализацию социальных проектов детских и молодежных инициатив, деятельность тимуровских и волонтерских отрядов. В гимназии созданы условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций обучающихся.
В организации воспитательной работы широко используется педагогический потенциал шестого школьного дня. Создан проект организации субботнего дня «Полезная суббота», оптимизирован режим работы объединений по интересам, актуализировано проведение массовых мероприятий, расширена сфера сотрудничества с социальными институтами, государственными и общественными организациями.
Одним из основных направлений работы стало формирование потребностей, учащихся в здоровом образе жизни, вовлечение их в оздоровительную деятельность, развитие способностей детей и подростков противостоять негативным проявлениям.
Одним из условий успешной реализации Программы стало научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Разработана система методического сопровождения идеологической и воспитательной работы, обобщения и распространения современного педагогического опыта, активизировалась издательская деятельность, сотрудничество со средствами массовой информации. Расширились возможности информационно-методического обеспечения средствами Интернета, электронных систем получения необходимой информации.
В основу работы с педагогическими кадрами положен принцип непрерывности, преемственности и единства теоретической и практической подготовки, комплексного и дифференцированного подхода к определению содержания, форм и методов воспитательной работы.
Содержание Программы построено в соответствии с основными положениями идеологии белорусского государства, принципами государственной политики в сфере образования, основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.
Глава 2.Цель и задачи программы
Целью Программы является создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности детей и учащейся молодежи гимназии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечение идеологического сопровождения процесса воспитания;
оказание социально-педагогической, психологической поддержки и помощи обучающимся;
обновление содержания воспитания, оптимизация форм и методов воспитания с учетом новейших научных достижений в области воспитания и лучшего опыта воспитательной работы в учреждениях образования;
повышение воспитательного потенциала шестого школьного дня, учебных и факультативных занятий, дополнительного образования детей и молодежи;
информационное обеспечение воспитательной работы в учреждениях образования с учетом новейших достижений в области средств информатизации и информационных технологий.
Глава 3.Основные направления программы
Основными направлениями воспитания обучающихся являются:
идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества, является основой содержания воспитания и направлено на формирование знаний основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции и патриотизма;
воспитание в области информационной культуры, направленное на формирование информационно-коммуникационной компетентности личности, обеспечение информационной безопасности, которая понимается как состояние защищенности детей и учащейся молодежи, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и их социальному развитию;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире;
экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, навыков рационального природопользования и защиты окружающей среды;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, направленное на формирование безопасного поведения обучающихся в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности учащихся, направленное на развитие эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
правовое воспитание и профилактика противоправного поведения, направленное на формирование правовой культуры, законопослушного поведения, понимания обучающимся ответственности за противоправные действия;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, направленные на формирование экономической культуры личности; понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Исполнителями Программы является педагогический коллектив гимназии, законные представители обучающихся, учащиеся гимназии.
Программа воспитательной работы гимназии сроком на четыре года разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей микрорайона, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса.
На основе Программы воспитательной работы гимназии сроком на четыре года разрабатывается ежегодный план идеологической и воспитательной работы.
Программа предоставляет участникам педагогического процесса свободу выбора и принятия решений по конкретным вопросам и в конкретных условиях воспитания, предполагает творческий подход педагогов к ее реализации с учетом интересов, потребностей, индивидуальных особенностей современных обучающихся.
Виды деятельности и формы осуществляются с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей учащихся, потребностей учащихся и их родителей. Идеологическая и воспитательная работа является составной частью работы по реализации программы воспитания учреждения образования.
Программа вбирает в себя, с одной стороны, все положительное и прогрессивное, что накоплено практикой, а с другой – задает ориентиры в поисках путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении. Она способствует поиску и внедрению активных форм и методов развития и саморазвития учащихся, расширению состава субъектов воспитания и формированию их психолого-педагогического потенциала, профессионального мастерства.
Глава 4.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы направлена на воспитание целостной, ответственной, нравственно зрелой личности, способной адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям.
В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
Идеологическое воспитание:
информированность обучающихся по актуальным вопросам социально-экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
уважительное отношение обучающихся к государственным символам Республики Беларусь (герб, флаг, гимн), символике учреждения образования;
информированность обучающихся об основных законодательных актах Республики Беларусь, знание основных положений Конституции Республики Беларусь, готовность следовать им в повседневной жизни;
сформированность лидерских качеств и социальной активности обучающихся;
знание обучающимися истории своего учреждения образования, осведомленность о лучших, знаменитых выпускниках;
участие обучающихся в мероприятиях, посвященных общественно значимым событиям в стране, популяризации идей и целей устойчивого развития, приобретение опыта участия в общественной жизни.
Гражданское и патриотическое воспитание:
осведомленность обучающихся о государственных праздниках Республики Беларусь, участие в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам, юбилейным и памятным датам страны;
активное участие обучающихся в мероприятиях гражданскопатриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленности, приобретение ими опыта выражения своей гражданской позиции;
приобщение обучающихся к национальным традициям, культурноисторическому наследию белорусского народа;
вовлеченность обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность;
осознание обучающимися ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, жертвах и героизме соотечественников);
рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Воспитание информационной культуры:
наличие у обучающихся знаний об основах информационной безопасности, рисках, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию;
сформированность у обучающихся умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию, наличие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
осознание обучающимися общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовность руководствоваться ими в практической деятельности;
вовлеченность обучающихся в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие обучающихся в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Поликультурное воспитание:
сформированность у обучающихся позитивного отношения к представителям других культур, религий; навыков межкультурного взаимодействия и диалога;
наличие представлений о миролюбии, толерантности, многообразии народов и культур;
участие обучающихся в международных проектах, конкурсах, фестивалях и др.
Экологическое воспитание:
сформированность у обучающихся экологического мировоззрения, социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды, экологически грамотного поведения;
сформированность у обучающихся ценностей устойчивого развития, умений и навыков исследовательской деятельности в сфере экологии, участие обучающихся в экологических акциях, проектах;
осознание обучающимися необходимости ответственного отношения к природе, вовлеченность в природоохранную деятельность;
осведомленность обучающихся о бытовых отходах и их разделении, участие в реализации социальных инициатив по пропаганде и популяризации раздельного сбора отходов и других материальных ресурсов среди населения;
наличие у обучающихся представлений о возрождении и развитии пострадавших территорий, информированность в области радиобиологии и радиоэкологии.
Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни:
наличие у обучающихся представлений о правилах безопасной жизнедеятельности и действий в условиях чрезвычайных ситуаций, практического опыта применения усвоенных знаний;
сформированность у обучающихся ценностного отношения к здоровью, знаний о способах сохранения и укрепления здоровья;
активное участие обучающихся в спортивных объединениях по интересам и секциях;
сформированность у обучающихся культуры питания, труда и отдыха.
Воспитание психологической культуры:
сформированность психологической культуры обучающихся;
наличие у обучающихся стремлений к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие эмоционально-ценностной сферы личности, реализация творческого потенциала обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
сформированность умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
повышение психологической компетентности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Правовое воспитание:
сформированность правовой культуры обучающихся;
участие обучающихся в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию;
вовлечение обучающихся в деятельность молодежного правоохранительного движения;
снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися.
Семейное и гендерное воспитание:
сформированность семейных ценностей, готовности обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
сформированность ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
усвоение обучающимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»;
сформированость понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству;
сформированность недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание:
сформированность экономической культуры обучающихся, наличие качеств трудолюбия, бережливости, ответственности, самостоятельности, предприимчивости, организаторских навыков опыта экономических отношений;
сформированность культуры трудовой деятельности в современных условиях, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха, развитость у обучающихся трудовых умений и навыков;
понимание обучающимися пользы труда, осознание ими трудовой и умственной активности как условия социальной и личностной успешности, наличие потребности в трудовой деятельности;
сформированность профессиональной культуры обучающихся, готовности и стремления к осознанному профессиональному выбору;
сформированность представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессий, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях.
Эстетическое воспитание:
приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной художественной культуры, ценностное отношение к художественному творчеству, историко-культурным ценностям своей страны;
сформированность у обучающихся эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отношениям, окружающей природной и социальной среде;
реализация творческого потенциала обучающихся в различных видах художественного творчества.
Воспитание культуры быта и досуга:
сформированность у обучающихся осознанной потребности в культурно-досуговой деятельности;
сформированность у обучающихся культуры проведения свободного времени, умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей;
наличие навыков рациональной организации быта и содержательного проведения свободного времени.
Глава 5.Механизм реализации программы
- Государственное учреждение образования «Гимназия № 2 г.Орши» в пределах своей компетенции является ответственным за выполнение соответствующих мероприятий данной Программы.
- Организационно-методическое сопровождение реализации данной Программы возложено педагогический коллектив.
- Информацию о выполнении мероприятий Программы исполнитель направляет в управление по образованию Оршанского райисполкома ежегодно до 5 января года, следующего за отчетным.
Глава 6.Финансирование программы
- Финансирование программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных республиканским и местным бюджетом на данные цели, а также иных источников, не запрещенных законодательством.